На заседании коллегии Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, прошедшем 30 января 2019 года, выступая в порядке обсуждения доклада исполняющего обязанности руководителя Управления – главного судебного пристава Костромской области Дениса Шильникова, Уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов, основываясь на статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве», отметил, что деятельность службы судебных приставов является важным звеном в системе государственной защиты прав и законных интересов граждан.
В соответствии с двухсторонним соглашением Государственный орган «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат» взаимодействует с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Костромской области по вопросам соблюдения прав человека в ходе исполнительного производства. Анализ информации и опыт практического взаимодействия показывает, что Управлением в 2018 году реализован комплекс мер, направленный на повышение эффективности работы, расширение межведомственного взаимодействия, повышение качества государственных услуг, обеспечение законности в действиях должностных лиц, дает положительные результаты. Увеличиваются число оконченных фактическим исполнением дел и общая сумма, взысканная по исполнительным производствам. Особое внимание уделяется исполнению социально значимых исполнительных производств, в том числе по взысканию заработной платы, исполнению судебных решений о предоставлении жилья гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других.
В целях недопущения и пресечения коррупционных проявлений в службе организована круглосуточная работа «телефона доверия» для приёма сообщений о фактах нарушений законных прав граждан и организаций, признаках подготавливаемых либо совершенных должностных преступлений и другой информации, проводится онлайн-опрос граждан об оценке работы подразделения по противодействию коррупции.
Осуществляется разъяснительная работа о возможностях сервиса «Банк данных исполнительных производств», в средствах массовой информации публикуются разъяснения порядка получения информации на сайте Управления через сервис «Личный кабинет стороны исполнительного производства», проводятся информационные акции «Узнай о своих долгах», совместные мероприятия с Управлением ГИБДД по Костромской области, ООО «НОВАТЭК-Кострома».
Вадим Смирнов поддержал выделение в деятельности Управления в качестве приоритетного направления взыскание алиментных платежей. В целях исполнения соответствующих судебных решений привлекаются общественность, средства массовой информации, проводятся информационные акции. Применяются меры принудительного воздействия на должников, по опубликованной информации, 773 должника в 2018 году было привлечено к административной ответственности. Такая комплексная работа повлияла на снижение количества неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов. Вместе с тем учитывая, что ежегодно в производстве находится около 9 тысяч дел о взыскании алиментов, по мнению Уполномоченного, требуется проведение системного анализа применения судебными приставами полномочий по таким производствам. Было бы целесообразным и обобщение практики применения новых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на обеспечение принципа неотвратимости наказания и защиты прав наиболее социально незащищенных категорий граждан, в том числе положений о наделении должностных лиц службы правом по задержанию и доставлению должников по алиментам для осуществления административного производства.
Полезным считает Уполномоченный и изучение результатов проведенного Федеральной службой опроса взыскателей алиментов на содержание несовершеннолетних детей. По опубликованной информации, в полученных почти 6 тысячах замечаний и предложений о совершенствовании работы судебных приставов по взысканию алиментов имеются предложения по совершенствованию взаимодействия подразделений службы с населением (по организации личного приема получателей алиментов в выходной день, обеспечению возможности получения справочных материалов в электронном виде, расширению перечня публикуемых разъяснительных материалов по вопросам, связанным с взысканием алиментов). Целесообразно было бы, по его мнению, рассмотреть и возможность поддержки поступивших в ходе опроса предложений по совершенствованию нормативной правовой базы по усилению ответственности должников и мерах по повышению эффективности исполнительного производства, в том числе: по изменению порядка определения их размера не в долях от дохода должника, а исходя из установленного минимального размера алиментов в соответствии с величиной прожиточного минимума; по установлению обязательного трудоустройства граждан, имеющих обязанность выплачивать алименты; по установлению, в случаях злостного уклонения от уплаты, права на обращение взыскания на единственное жилье должника; другие меры, защищающие права взыскателей.
В качестве требующих постоянного внимания, Уполномоченный отметил и вопросы, связанные с ведением исполнительных производств о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как показало рассмотрение этого вопроса на заседании координационного совета при Управлении Министерства юстиции России по Костромской области, число фактически исполненных таких производств возрастает. В этом проявляется приоритетность данных вопросов в работе службы, а также активная надзорная деятельность органов прокуратуры, систематически анализирующих состояние законности в сфере соблюдения жилищных и иных социальных прав детей-сирот.
Однако, несмотря на проводимую работу по фактическому исполнению исполнительных производств и прекращению исполнения в связи с заключением мирового соглашения, число находящихся на контроле таких производств не уменьшается. Длительное неисполнение решений судов о предоставлении этой категории граждан жилья, по мнению Уполномоченного, нарушает их право на судебную защиту, в связи с чем порядок исполнения судебных решений об обеспечении жильем детей-сирот нуждается в совершенствовании. В качестве важной задачи Управления им отмечено своевременное направление (до формирования бюджетов области и бюджетов муниципальных образований) в органы государственной власти и местного самоуправления информации об имеющихся на исполнении судебных решениях данной категории.
Особое внимание Уполномоченный предложил уделять совершенствованию работы с обращениями граждан. Он сообщил, что число обращающихся граждан к Уполномоченному по вопросам, связанным с нарушением их прав в ходе ведения исполнительных производств, снижается. Из принятых к рассмотрению в 2018 году 10 обращений большинство было связано с обжалованием действий (бездействия) судебных приставов, длительностью ведения исполнительных производств, отсутствием у взыскателей актуальной информации. Обращения граждан рассматривались во взаимодействии с Управлением, органами прокуратуры.
По большинству из них проводились проверочные мероприятия, претензии ряда граждан признаны обоснованными. Так, по жалобе в интересах инвалида О. о длительном неисполнении решения суда о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения было выявлено ненадлежащее осуществление в Отделе судебных приставов по Макарьевскому району принудительного исполнения данного производства.
Отмечено также, что не получили должной оценки и действия судебных приставов-исполнителей Отдела судебных приставов по Фабричному округу города Костромы по соблюдению законности в рамках осуществления исполнительного производства в отношении гражданки М. Действия приставов ограничились инициированием отключения газоснабжения жилого помещения ответчика с целью исполнения решения суда о сносе незаконной постройки, но действий по сносу не принималось. Это привело к тому, что почти год она не могла реализовать право на пользование услугой газоснабжения. По результатам проверки законности указанных действий прокуратурой области установлено, что действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в нарушение требований законодательства в отсутствие конкретных сведений о сроках проведения взыскателем работ по сносу постройки. Отмечено и ненадлежащее рассмотрение в Управлении обращений правозащитного органа по этому вопросу.
Уполномоченный также отметил и имевшие место случаи перенаправления писем правозащитного органа в подразделения и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжаловались заявителями, в связи с чем ответы были получены не от Управления, а от этих органов. Так, уже длительное время в правозащитный орган не поступает информации о рассмотрении непосредственно в Управлении жалоб двоих граждан на ведение исполнительных производств в их интересах. В этой связи предложено принять меры по устранению имевших в прошедшем году недостатков в организации рассмотрения обращений Государственного органа в защиту прав граждан.
В заключение выступления Вадим Смирнов сказал, что отмеченные проблемные вопросы не должны умалять большой объем проводимой сотрудниками службы сложной и кропотливой работы. По его мнению, в Управлении и подразделениях работает много высокопрофессиональных и ответственных сотрудников, пример этому – присуждение костромичу Игорю Коршунову первого места во Всероссийском конкурсе в номинации «Лучший судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск».
Уполномоченным выражена также надежда на то, что и в дальнейшем профессиональная деятельность сотрудников службы судебных приставов будет направляться на обеспечение законности в работе, а значит – на соблюдение и защиту прав и законных интересов человека и гражданина.
Исх. № 24 от 31 января 2019 года