Главная > Сообщения > Сообщение

Обсуждены вопросы соблюдения прав человека в учреждениях системы исполнения наказаний

В Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области 25 января 2017 года состоялось расширенное заседание коллегии Управления

С докладом выступил начальник Управления полковник внутренней службы Сергей Забелин. На заседании коллегии присутствовал заместитель директора ФСИН России, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса Олег Коршунов.

В обсуждении доклада приняли участие заместитель прокурора Костромской области Владимир Храмов и Уполномоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов.

В своём выступлении Уполномоченный сказал, что среди вопросов, находящихся под вниманием Государственного органа Костромской области «Уполномоченный по правам человека в Костромской области и его аппарат», особое место занимает обеспечение прав человека в учреждениях системы исполнения наказаний. Между правозащитным органом и Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области достигнут необходимый уровень взаимодействия, позволяющий осуществлять соответствующий мониторинг. В рамках двухстороннего Соглашения осуществляются обмен необходимой информацией, рассмотрение обращений граждан, изучение поднимаемых в них вопросов, которые могут затрагивать интересы неопределенного круга лиц. При посещении исправительных учреждений, следственных изоляторов Уполномоченному предоставляются возможности проведения осмотра помещений отрядов и медицинских пунктов, производственных цехов, осуществления личного приёма осуждённых, проведения бесед с ними по месту пребывания.

Как отметил Уполномоченный, имеющаяся информация, результаты посещения учреждений дают основания для выводов о том, что обеспечение надлежащих условий отбывания наказания и содержания лиц, находящихся под следствием, являются приоритетными в работе Управления. Новым руководством принимаются эффективные меры по совершенствованию деятельности системы, усилению контроля исполнения функциональных обязанностей сотрудниками учреждений, совершенствованию материально-технической базы учреждений, которые в целом направлены на расширение условий для реализации осужденными желания встать на путь исправления, получать необходимые знания, осваивать новые профессии, трудиться, возмещать нанесенный преступлением материальный ущерб и моральный вред. В учреждениях развиваются системы «социальных лифтов», центры трудовой адаптации, учебно-консультационные пункты. Заслу­живают поддержки и проводимые Управлением меры по по­вышению открытости в работе. Действующие в учреждениях в рамках реализации утвержденной Правительством России концеп­ции открытости федеральных органов исполнительной власти «Пункты гласности», проводимые ими «Дни открытых дверей» для родных и близких осужденных, размещение актуальной ин­формации на официальном сайте Управления содействуют по­вышению доверия граждан к работе учреждений системы исполнения наказаний.

В выступлении Уполномоченного отмечен и комплексный характер проводимой работы по обеспечению и реализации основных конституционных прав человека в учреждениях системы.

Так, необходимые условия для реализации избирательных прав лицами, находящимися под следствием, и лицами, в отношении которых не вступил в силу приговор суда о лишении свободы, были обес­печены следственными изоляторами и исправительными учреж­дениями, имеющими помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора, на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, дополнительных выборов депутата Костромской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 10, выборах в органы местного самоуправления ряда муниципальных образований в Костромской области 18 сентября 2016 года. Из 260 человек, имеющих право участвовать в выборах, приняло участие в голосовании 257 человек. В ходе подготовки к выборам и при организации голосования в соответствующих учреждениях были приняты необходимые меры по соблюдению предусмотренных избирательным законо­дательством действий и процедур. Для граждан, у которых отсутствовали паспорта, на основе личных дел были оформлены справки установленного образца, в участковых комиссиях заранее были получены открепительные удостоверения, в учреждениях оборудованы помещения для голосования, обеспечивающие условия для тайного волеизъявления, размещены предусмотренные законом информационные и разъяснительные материалы. Каких-либо жалоб от избирателей, общественных наблюдателей на нарушения процедуры голосования не поступало.

В прошедшем году Государственным органом совместно с Управлением изучался ряд актуальных вопросов, связанных с условиями отбывания наказания, в том числе и отмечаемых в обращениях отбывающих наказание лиц и их родственников.

Так, в целях изучения организации торговли на территории исправительных учреждений во взаимодействии с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области проводилась проверка соблюдения прав потребителей, в том числе в части соблюдения сроков годности и сроков реализации товаров, ценообразования и условий хранения продукции в магазине ФГУП «Промсервис» ФСИН России, находящемся на территории одного из исправительных учреждений региона. Были выявлены товары ассортимента магазина с истекшим сроком годности, отмечено, что цены на отдельные виды товаров в магазинах учреждений значительно превышают цены на аналогичные товары в общедоступной торговой сети. В этой связи, учитывая, что у осуждённых отсутствует альтернативная возможность приобретения необходимых товаров, Управлению предложено разработать меры, обеспечивающие ведение постоянного контроля в сфере торгового обслуживания осуждённых в целях исключения возможных злоупотреблений при его осуществлении на территории исправительных учреждений.

В связи с поступлением к Уполномоченному ряда обращений осуждённых проводилось изучение организации их медицинского обслуживания в одной из исправительных колоний. Отмечено также, что остаётся неразрешённым вопрос об обеспечении медчастей бахилами, поскольку зачастую их посетители в целях соблюдения санитарных правил вынуждены находиться в помещениях без обуви.

Проведено обобщение информации, связанной с обеспечением на­ходящихся в учреждениях лиц возможностями для веро­исповедания, по итогам которого отмечено, что в исправительных учреждениях обеспечивается право приобретать, получать и пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать самостоятельно или вместе со священнослужителями религиозные обряды в свободное от работы или учебы время. В этих целях поддерживаются условия для функционирования семи православных храмов, шести молельных комнат, двух духовно-просветительских центров.

Касаясь организации в Управлении и подведомственных учреждениях работы по рассмотрению обращений граждан, отмечено, что руководством Управления принимаются меры, направленные на ее совер­шенствование, обеспечение полного и своевременного их рассмотрения. По мнению Уполномоченного, положительно сказались на организации этой работы и меры по усилению контроля за прохождением обращений, содействие и текущий кон­троль за рассмотрением жалоб, поступающих в Государственный орган, со стороны помощника начальника управления по соблюдению прав человека в учреж­дениях исполнения наказаний.

Из 40 обращений осужденных и их родственников к Уполномоченному в 2016 году половина была рассмотрена совместно с Управлением. Наиболее часто в обращениях поднимались вопросы, связанные с медицинским обеспечением осужденных, подозреваемых, обвиняемых, условиями содержания, а также действиями сотрудников исправительных учреждений. Некоторые из обращений требовали разъяснения законодательства.

В этой связи на официальном сайте Управления, который неуклонно содержательно развивается, было бы целесообразным расширить информацию о результатах работы с обращениями граждан, публиковать ответы на самые распространённые вопросы, содержащиеся в них. Пока такая информация освещает лишь 4 из часто повторяющихся вопросов.

Уполномоченный, ссылаясь на результаты рассмотрения обращений граждан, а также проводимый мониторинг обеспечения прав граждан в учреждениях исполнения наказаний, отметил ряд вопросов, которым было бы целесообразно уделять больше внимания в дальнейшем.

К таким вопросам он отнёс сферу органи­зации трудовой занятости, отметив немаловажное значение в этом объективной оценки результатов и качества труда, материальной заинтересованности. Поскольку в некоторых обращениях осужденных указывается на отсутствие информации о том, из каких параметров складываются отдельные нормы по трудовым операциям и размер их оплаты, отмечается, что ряд трудовых операций, сопоставимых по трудозатратам, оплачивается по тарифам, которые существенно различаются, Управлению предложено принять меры по организации комплексного изучения системы организации и нормирования труда и совершенствованию организации соответствующей разъяснительной и воспитательной работы среди осужденных, направленной на формирование мотивации осужденных к труду. Поскольку организация трудовой деятельности в соответствии с требованиями статей 9, 103, 105, 107 Уголовно-исполнительного кодекса России является не только одним из основных средств исправления осужденных, но и средством обеспечения прав граждан, по­страдавших от преступления, на возмещение материального ущерба и морального вреда, отмечена целесообразность определения мер по совершенствованию работы во взаимодействии с судебными органами и службой судебных приставов по погашению исков осужденными.

Поскольку многие обращения граждан основаны на недостатке информации на местах, отмечена и необходимость проведения анализа эффективности организации в учреждениях работы справочно-информационных систем для реализации осужден­ными запросов на получение справочно-информационной помощи на рынке труда и по правовым вопросам, о порядке получения медицинской помощи, социальной поддержки.

По мнению Уполномоченного, повышению эффективности проводимой культурно-просветительской и воспитательной работы, расширению возможностей получения юридических консультаций содействовало бы более системное пополнение библиотек учреждений литературой, в том числе актуальной правовой тематики, специальными периодическими изданиями.

Обращено внимание также на необходимость дальнейшего изучения практики применения условно-досрочного освобождения осужденных и, возможно, проведения во взаимодействии с Костромским областным судом соответ­ствующего анализа, поскольку сохраняется тенденция принятия судами положительных решений об УДО при отсутствии поддержки исправительными учреждениями ходатайств осуж­денных и принятия решений об отказе при наличии положительных характеристик. Это необходимо и для выработки мер по улучшению подготовки исправительными учреждениями соответствующих материалов в суд.

В качестве актуальных Уполномоченным обозначены и вопросы организации инди­видуальной работы с осужденными по их подготовке к освобождению в соответствии с требованиями статей 180, 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации об уведомлении органов местного самоуправления, органов фе­деральной службы занятости, органов внутренних дел о предстоящем освобождении от наказания в целях реализации права граждан на трудовое и бытовое устройство, получение других видов социальной помощи. В целях повышения эффективности такой работы предложено рассмотреть и вопрос о возможности введения электронного обмена информацией учреждений ФСИН с этими органами.

Уделить внимание предложено и некоторым вопросам, связанным с реализацией права осуждённых на переписку. Уголовно-исполнительным кодексом и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений определено, что осуждённым к лишению свободы разрешается получать и отправлять письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества за счёт собственных средств. Однако отсутствие у осужденного в силу его имущественного положения возможности оплатить почтовые услуги при направлении жалобы в суд не должно препятствовать осуществлению его права на судебную защиту, гарантированного каждому статьёй 46 Конституции Российской Федерации. Возможность беспрепятственной подачи заявления, адресованного суду, представляет собой неотъемлемый элемент указанного права. Однако при отсутствии средств осужденный лишается права на доступ к правосудию по признаку его имущественного положения и нахождения в местах изоляции от общества. В этой связи, по мнению Уполномоченного, было бы целесообразно в случаях, когда корреспонденция осуждённого преследует целью реализацию права на судебную защиту, в исправительном учреждении рассматривать возможности оплаты такого почтового отправления.

Уполномоченным также отмечено, что новые ответственные задачи определяют внесенные в декабре 2016 года в Федеральный закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» изменения, детально регламентирующие порядок применения силы, в том числе специальных средств и оружия сотрудниками системы исполнения наказаний. Важным условием, внесенным в Закон в результате проведенного руководством ФСИН конструктивного диалога с правозащитниками, является установленная обязанность принятия мер, обеспечивающих наименьшее причинение вреда заключенным, а также оказание немедленной медицинской помощи пострадавшим. Требуется также документальная фиксация телесных повреждений у осуждённых и лиц, заключённых под стражу, и информи­рование о случае применения силы прокурора.

На обеспечение прав человека направлены и новые правила распорядка в исправительных учреждениях, утвержденные Минюстом России. Так, вместе с детально регламентируемыми требованиями к поведению, одежде, прическе заключенного, усилением контроля, вводятся и права на получение платных услуг (допуск видео- и фотосъемки, предоставление возможностей для дополнительных консультаций врачей из гражданских больниц, протезирование, получение бытовых услуг химчистки и других). В этой связи Управлению предложено определить меры по обеспечению этих расширенных прав осужденных, предусматривающие и соответ­ствующую разъяснительную работу. На защиту прав осуждённых направлена и введённая регламентация бесплатного труда осужденных на работах по благоустройству территории учреждения (не более двух часов в неделю), поскольку жалобы на привлечение к таким работам сверх установленных норм ранее высказывались в ходе бесед с осужденными.

Уполномоченным выражена надежда, что новеллы законодательства, направленные на обеспечение прав человека, найдут своё отражение в практической деятельности сотрудников учреждений системы исполнения наказаний.

Исх. № 39 от 25 января 2017 года