РАЗДЕЛЫ САЙТА
Официальные сайты

По инициативе Уполномоченного в областной Думе рассмотрены вопросы, связанные с расчетом платы за пребывание в социальных учреждениях

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на еже­месячную денежную выплату. Поскольку данная выплата фактически пре­дусма­три­вает компенсатор­ный механизм покрытия потерь от отмены части ранее установленных в натуральной форме социальных гарантий, предусмат­ривавших права определенных категорий граждан на льготное (в том числе бесплатное) лекарст­венное обеспе­чение, санаторно-курортное лечение и транс­портное обслу­живание, граж­дане должны иметь возможность самостоя­тельно опре­делять цели ее расходования. Ранее таким правом могли восполь­зо­ваться и лица, находящиеся на стационарном обслуживании в социальных учреж­дениях, поскольку (согласно Постановлению Правитель­ства Российс­кой Федерации от 17 апреля 2002 года № 244) размер платы за стационарное обслу­живание граждан пожилого возраста и инвалидов определялся только в зависи­мости от размера их пенсии.

Однако данный порядок был изменен в связи с принятием Федераль­ного закона 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», частью 4 статьи 32 кото­рого предусмотрено, что размер платы за социальные услуги рассчиты­вается из среднедушевого дохода их получателя в порядке, установленном Прави­тель­ством Российской Федерации. Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверж­дён­ными Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, установлено, что еже­месячная денежная выплата относится к числу выплат, аналогичных пенсии и пособию, учитываемых в составе средне­душевого дохода при расчете размера платы за оказанные социаль­ными учреждениями услуги гражданам, находя­щимся на стационарном обслужи­вании. На основании данного постановления социальными учреждениями взимание платы за оказание социальных услуг в связи с пребыванием в социальных учреждениях осуществляется, в том числе, и с сумм ежемесячной денежной выплаты.

Анализ законодательства (в том числе и ранее действовавших правовых норм), судебной практики дает основания полагать, что применение единых подходов к определению размера дохода гражданина для решения вопроса об оказании социальной помощи (в том числе и в форме освобождения от оплаты социальных услуг) и дохода, из которого производятся какие-либо платежи (в том числе оплата социальных услуг),  может ущемлять права и интересы граждан. Так, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июня 2008 года № 552-О, ежемесячная денежная выплата имеет особую правовую природу и представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки, которая направлена на восполнение потерь граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме и направлена на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 4-ГО7-44 было отмечено, что на ежемесячные денежные выплаты не могут быть обращены взыскиваемые с граждан пожилого возраста и инвалидов суммы на оплату социальных услуг, предоставляемых им государственными и муниципальными учреждениями социального обеспечения.

Учитывая, что включение единовременной денежной выплаты в расчет платы за пребывание в социальных учреждениях может затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц, в целях оказания содействия гражданам, имеющим ограниченные в силу возраста и состояния здоровья возможности по защите своих прав, Уполномоченный обратился в Костромскую областную Думу с предложением о рассмотрении вопросов в части возможной выработки предложений по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты. Это обращение было рассмотрено 8 декабря 2016 года на заседании коми­тета Костромской областной Думы по здраво­охра­нению социальной поли­тике и занятости населения. Комитет принял решение о подготовке обращения в Государственную Думу  Российской Федерации по вопросу об исключении ежемесячной денежной выплаты из среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина при расчете размера платы за социальные слуги гражданам, находящихся на стационарном обслуживании.

Исх. № 475/1 от 9 декабря 2016 года