РАЗДЕЛЫ САЙТА
Официальные сайты

Обсуждены актуальные вопросы организации доступной среды для инвалидов

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций всех организационно-правовых форм по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе и жилым зданиям. Аналогичная правовая норма содержится и в Жилищном кодексе Российской Федерации.

На состоявшемся 2 декабря 2016 года заседании областного Совета по делам инвалидов обсужден ряд актуальных вопросов, связанных с фор­мированием в области «доступной среды» для лиц с ограниченными физическими возможностями. По информации областного департамента по труду и социальной защите населения, в Костромской области проживает более 69 тысяч инвалидов (11,6 процента от общей численности населения), из них более 2 тысяч человек – дети-инвалиды (3 процента от общей численности инвалидов). Более 1 тысячи человек являются инвалидами по слуху, более 1,5 тысячи человек – инвалидами по зрению, более 1, 5 тысячи человек являются инвалидами, передвигающимися в креслах-колясках либо которым требуется постоянное сопровождение.

С информацией по вопросам повестки дня заседания выступила исполняющий обязанности директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Ирина Матрос. Она, в частности, отметила, что согласно Постановлению Правительства Российской Феде­рации, в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в области разработан План мероприятий («дорожная карта»). Соответствующие «дорожные карты» приняты и во всех муни­ципальных районах и городских округах. Администрацией Костромской области срок реализации областного плана мероприятий продлен до 2030 года, некоторые значения показателей доступности увеличены, предусмот­рены мероприятия по созданию условий доступности для инвалидов на жизненно важных для инвалидов объектах. С учетом предложений общественных объединений инвалидов в «дорожную карту» включены мероприятия по раннему сопровождению семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с нарушением развития, предусмотрены меры по обучению специалистов, работающих с инвалидами и другие мероприятия.

Ирина Матрос проинформировала также о реализации мероприятий подпрограммы «Доступная среда» Государственной программы Костромской области «Социальная поддержка граждан Костромской области» на 2014-2020 годы». Ею отмечено, что в течение 2014-2015 годов проведены работы по адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения 160 приоритетных объектов. Адаптированным для инвалидов оборудованием оснащены 18 учреждений культуры, приобретены 9 автобусов (обору­дованных специальным механизмом для погрузки и перевозки инвалидов-колясочников), а также необходимое оборудование для организации субтит­рования телепередач. На реализацию мероприятий подпрограммы «Доступ­ная среда» было направлено 195 млн. рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов. В настоящее время соответствующие работы проводятся по адаптации в 26 объектах (3 объекта здравоохранения и 1 – социальной защиты населения, 2 центра занятости населения, 18 объектов культуры, 2 муниципальных учреждения физической культуры и спорта). Приобретено оборудование для обеспечения работы создаваемой диспет­черской службы по социальному сопровождению инвалидов по слуху.

В заседании Совета и в обсуждении вопросов принял участие Упол­номоченный по правам человека в Костромской области Вадим Смирнов. Он, в частности, отметил актуальность вопросов, связанных с приспо­соблением общего имущества в многоквартирных жилых домах с учетом потребностей проживающих в них инвалидов. Планом мероприятий («дорожной картой») предусматривается, что решение вопросов адаптации многоквартирных домов к состоянию, отвечающему требованиям доступ­ности для инвалидов и других маломобильных групп населения, будет осуществляться в рамках рассмотрения обращений граждан при наличии технических возможностей и с согласия собственников. Правилами обес­печения доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 (далее – Правила), предусматривается, что доступность жилого помещения должна быть обеспечена за счет приспособления такого помещения с учетом потребностей инвалида, то есть изменения и переоборудования как жилого помещения, так и общего имущества в многоквартирном доме. Указанные правила подлежат применению к помещениям, входящим в состав жилищного фонда России, субъектов Российской Федерации, а также муниципального и частного жилищного фонда.

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, оценку необходимости и возможности их прис­пособления исходя из потребности инвалида и с учетом технических характеристик объекта, оценку экономической целесообразности проведения капитального ремонта или реконструкции многоквартирного дома (его части) должны будут осуществлять специальные комиссии. Данное обследование должно осуществляться в соответствии с планом, утвержденным уполно­моченным органом (государственной власти или местного самоуправления) в зависимости от формы собственности объекта.

Учитывая, что обеспечение доступности для инвалидов мест общего пользования многоквартирных жилых домов имеет целый ряд аспектов финансового, правового, технического, организационного и иного характера, по мнению Уполномоченного, было бы целесообразным данный вопрос рассмотреть в органах государственной власти области и органах местного самоуправления. Важным на первоначальном этапе представляется опре­деление объема возможных работ (количества и местонахождения жилых домов, где проживают инвалиды, нуждающиеся во вспомогательных элементах) и объема возможных расходов по и их проведению. В этой связи департаменту по труду и социальной защите населения и департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства было бы целесообразно проработать вопрос о дополнении «дорожной карты» соответствующими мероприятиями либо разработать и осуществить мероприятия по ведению соответствующего мониторинга, разработать рекомендации органам местного самоуправления и другие меры.

При обсуждении информации о ходе реализации мероприятий под­программы «Доступная среда» Уполномоченным была отмечена необхо­димость регулярного проведения анализа их эффективности.

Исх. № 460 от 3 декабря 2016 года