Главная > Спрашивали - отвечаем > Какие судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора?

Какие судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора?

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу судебные постановления, если Верховный Суд Российской Федерации (далее – Верховный Суд) рассматривал эти дела в качестве суда апелляционной инстанции либо суда первой инстанции. Судебные постановления в порядке надзора могут быть обжалованы в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Дела в порядке надзора рассматривает только Президиум Верховного Суда. Поступившая в Верховный Суд надзорная жалоба изучается по материалам, приложенным к жалобе либо по материалам истребованного дела судьей Верховного Суда, который выносит по итогам изучения соответствующее определение:

1) об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда;

2) о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда об отказе в передаче надзорной жалобы  для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда и вынести определение о его отмене и передаче для соответствующего рассмотрения.

Надзорная жалоба рассматривается в Верховном Суде не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд. (С учетом сложности дела указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца.) Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если Президиум Верховного Суда установит, что обжалуемое постановление суда нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3)   единообразие в толковании и применении судами норм права.

Председатель Верховного Суда или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум Верховного Суда представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных, гражданским процессуальным законодательством, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Данные жалоба или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.